rahil_rahlenko

Eternal Sunshine

Tomorrow is Another Day


Previous Entry Share Next Entry
Из тепла родного чума в холод интерната... Цена образования.
rahil_rahlenko
Система образования в школах-интернатах СССР полностью вписывалась в программу ликвидации безграмотности среди малых народов Севера. Дети, прошедшие эту систему, смогли получить высшее образование, стали учителями, врачами, возглавляли посёлки, становились депутатами.
Но, несомненно, само начало пребывания в таком интернате проходило настолько грубо, без периода адаптации, что дети получали сильнейшую психологическую травму. Недаром так велик процент самоубийств среди студентов из тундры, посёлков. Это очень ранимые люди, всё-таки пытающиеся подстроиться под наш современный мир. Они не бунтуют против русских, как мы это наблюдали на примере кавказских народов. Напротив, ненцы в большинстве миролюбивы, скромны и трудолюбивы. Но то, что делали с их детьми, когда помещали в интернаты, очень сильно ранило ненцев. Они уважают русское учительство, русское образование, которое даёт им шанс дать детям возможность уйти из тундры в "большой мир". И нынешние интернаты семейного типа сильно отличаются от прошлых интернатов, где во всём царила казёнщина - как наследие ещё царской России, того менталитета, который передался по наследству незримо. Казёнщина - очень символичный признак империализма, которому нужна строгость и отчётность.
Из книги Нины Ядне "Древо Жизни" (отрывок о приезде девочек в школу-интернат).
ненецкие куколки
В то памятное зимнее утро в нашем чуме все встали рано. Мама сказала, что сегодня папа отвезёт меня в школу. После утреннего чая я надела свою новую малицу, новые серые широкие "антошки", в меховой мешочек аккуратно сложила своих ненецких кукол. , сделанных из клювов птиц, одетых в маленькие малицы и ягушки. Мама приготовила в дорогу вареное мясо, хлеб и кусочек сахару. Маленькие сестры и братья крутились рядом. Папа приготовил упряжку из пяти пёстрых быков (оленей), сложил в нарту необходимые вещи. Перед дальней дорогой мы снова попили чаю, потом папа переоделся в хорошую малицу, новые черные кисы и вышел на улицу. Мама завязала мне покрепче пояс, поправила кисы, надела на меня гуся, взяла мой мешочек и мы вышли из чума. Когда я села на нарту, мама обняла меня и нежно сказала: "Веди себя хорошо, ничего не выдумывай и слушай старших!" Из соседнего чума вывели мою подружку Маню и усадили на нарту её отца. Наша бабушка плакала и всё повторяла: "Как они там будут без нас? Они ведь такие маленькие, их увозят раньше времени, им ещё рано в школу, им бы ещё год побыть дома..." Две наши упряжки двинулись в путь...

......
Мы с папой вошли в этот большой дом, в длинном коридоре к нам подошла какая-то русская женщина, взяла меня за руку и повела в другой небольшой дом, который назывался баней.
В бане я сопротивлялась изо всех сил, когда толстая русская тётя стала стаскивать с меня одежду. Я обеими руками схватилась за малицу и ни за что не давала снимать.
Мне было страшно оставаться голой при людях. Женщине всё же удалось справиться, видимо, у неё был богатый опыт в этом деле. Я заплакала и задрожала, когда она стала стричь меня наголо. Потом горячей водой стала мыть голову и тело, но процедура пришлась мне по душе и я стала успокаиваться. После бани меня одели в интернатскую одежду: цветастое тонкое платье, черные тонкие штаны, валенки, серый платок и фуфайку. Когда вышла на улицу, ветер пронизывал меня со всех сторон, голова и шея сразу же замерзли, заледенели и колени, потому что верхняя одежда была короткой. Я чувствовала себя почти голой после своей теплой длинной малицы и хороших кисов.
В узком и длинном коридоре нас ждали наши отцы. Папе вручили мою малицу и кисы. Машин отец тоже держал мешок с вещами дочери. Родители вручили нам мешочки с едой и куклами.
Настало самое тяжёлое - минуты прощания. Папа погладил меня по стриженой голове и, отвернувшись, быстро пошел к выходу. Мы с Машей заревели во весь голос и побежали за своими родителями на улицу, но за порогом нас догнала русская женщина. Никогда не забыть мне того страха, отчаяния и душевной боли, когда меня отняли от папы и поместили в незнакомую, чужую, холодную школу-интернат в посёлке Антипаюта! Я помню почти всё, что происходило со мной в этом казённом заведении, где мне так не хватало моих дорогих родителей, их ласки, тепла, моих любимых оленей, дедушки и бабушки, сестёр и братьев, родных, друзей, своих любимых собак, тундры...


promo rahil_rahlenko march 4, 2016 14:40 4
Buy for 10 tokens
Есть у революции начало, нет у революции конца! Как выяснилось, у моей сегодняшней революции... ну или скромного революционного выкрика по поводу земельных участков для многодетных, оказалось есть начало. Обнаружилось оно в статье ИА "Север-Пресс" от 30 марта 2015 года…

  • 1
Меня очень сильно эта тема цепляет с детства - как вообще из домов забирают в интернаты... даже временно и только потому, что нужно для обучения... как же это трудно было вынести.
Да еще педагогические закиндоны привыкших мыслить стандартно учителей, готовых записывать детей в умственно-отсталые только потому, что им трудно дается школьная программа, рассчитаная на совсем других детей и другой образ жизни в котором растут городские дети...
Феликс Борисович Березин (очень интересный человек был - психиатр, психолог, врач) писал о чукотских ребятах, об их проблемах в обучении. Наверное, во многом проблемы были похожи и у ненецких ребят (потому что условия жизни с родителями в чумах, наверное, похожи) - http://berezin-fb.livejournal.com/tag/%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0

Я была года 3 назад на одной конференции образовательной, как раз по этому вопросу. Приезжали из Якутии специалисты и рассказывали, как они организовали кочевые школы. И вроде бы хорошее это дело - кочевая школа. Но что-то не то, недоработка, качество образования явно в разы хуже. Но зато да, дети не оторваны от семей, нет дикого стресса такого. Но вот смогут ли поступить в институты уже - это вопрос.
Семейный интернат - это компромисс на сегодня пока что.

А я помню интернатовских детей(( Господи, чего там только они не терпели. И тоже их считали отсталыми, а они такими и казались, потому что над ними вот так надругались, вырвали из семьи и всё, ребёнок как робот, только не умный, а безэмоциональный. Хотя ещё в них было много агрессии и к нам, русским детям, эдаким "барчукам", которым повезло...

Правополушарное мышление у ребят этих развито относительно сильно, а левое - относительно слабо. И методика преподавания в начальных классах должна быть принципиально разная, но этим мало кто занимался на практике... А к средней школе способности бы выравнивались...

Кстати, в 8 классе помню (уже в Салехарде, не в посёлке) к нам в класс пришел мальчик-ненец. Он щелкал математику, как орехи.
Но так да, они все - превосходные прикладные мастера, у них руки золотые, а глаза видят очень точно какую-то скрытую, лаконичную красоту.

Талантливый парнишка, значит :) Может, кто из старших у них научил счету хорошо, а может врожденный способности сильнее прочих.

Когда-то давно меня потрясла информация, что для северных народов (коренных, преимущественно) существует тридцать с лишним названий снега, если не больше... У нас едва ли с десяток наберется... А один мальчик, которого на вертолете увезли из родных мест в незнакомый городок с интернатом, сбежал из этого интерната и хотя никогда не видел ничего похожего на карты - только смотрел по воспоминаниям пилотов из окна вертолета неотрывно, сумел за пять дней один добраться через тундру домой.

ооооо! побеги из интерната - это тема особая! Как же они все сбегали оттуда, это мраки. И шли через тундру. И не все доходили. А помню я лежала в больничке лет в 5-6 и со мной в палате девочка, она тоже сбежала из интерната, обморозила руки ноги, итог: руки обрезаны по локоть, ноги - ступни.

Бедные дети :( Попали под "каток" жестких времен, требующих жестких решений...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account