rahil_rahlenko

Eternal Sunshine

Tomorrow is Another Day


Previous Entry Share Next Entry
История в символах. Матриархальная Шеба.
rahil_rahlenko


Ещё одна историческая загадка меня волнует: в каких старинных источниках упоминается легенда об Адонираме? Пока я знаю один источник - дореволюционное мистическое издание Сергея Нилуса "Великое в малом". К прискорбию, это была одна из любимейших моих книг в юности. Узнала недавно, что в 2011 году вскрылось, что МИД РФ объявил закупку "нравственной литературы" для своих посольств, куда входило и "Великое в малом".
Именно в этой книге я впервые прочитала Легенду об Адонираме. И более нигде. В Википедии нет ничего об этом персонаже, есть только небольшая статья о Хираме (одно из имён Адонирама, хотя я думаю Хирам - это было имя его отца). В огромной статье Вики о царе Соломоне и Царице Савской тоже нет упоминания о нём. Но не мог же Нилус его выдумать? Получается, интернет не всё знает. Или не всё знает русскоязычный сегмент? А мне бы хотелось иметь представление хотя бы ещё об одном источнике легенды (не таком, как Изумрудная скрижаль, конечно).


Легенда гласит, что Билкис Шеба (Царица Савской страны) прибыла ко двору царя Соломона, так как много слышала о его мудрости. С собой она везла золото, рабов и загадки. Хитрый Соломон подкупил жреца царицы и вызнал ответы на загадки.


С лёгкостью ответив на них, он поразил царицу своим умом и она стала его невестой. Тогда Соломон отправился показывать ей свои дворцы, сады и прочие сооружения.


Всем этим он неимоверно гордился. Когда же царица спросила, кто всё это спроектировал и воздвиг, царь нахмурился и сказал, что это работа его подчинённого, мастера Адонирама. Царица изъявила желание увидеть этого профессионала, но царь ей отказал. В конечном итоге, царица вынуждает царя позвать Адонирама. Перед ними явился весьма хмурый и замкнутый человек, мало имевший желания к разговору.


Царица поинтересовалась у Адонирама, как он управляется с многотысячной армией мастеров и строителей. Тогда он пошел на возвышенность и молча показал ей, как он это делает начертанием в воздухе одного символа ("тау"). Едва он протянул руку и сделал это, то к подножию горы двинулась огромная армия строителей, она выстроилась в идеально ровные шеренги и приготовилась слушать своего начальника.
Увидев такую власть, Шеба поняла, что поторопилась стать невестой самодовольного Соломона, который спешил поразить её не своими достижениями. Сам же царь испытывал страх перед нелюдимым Адонирамом, происходившим из неизвестного рода, и терпел его только за высочайшее мастерство.


Далее ещё описываются события, по итогу которых Шеба окончательно убеждается в огромном таланте Адонирама и он также влюбляется в любознательную царицу. Выясняется его родословная - он происходит из рода Каина. В один из дней Шеба выходит за стены Иерусалима со своей нянькой и там же видит Адонирама, на руку ему садится её ручная птичка и нянька вспоминает о пророчестве, в котором есть эпизод с птицей. Короче, они начинают встречаться за спиной царя. Соломон, понимая, что теряет эту женщину, решает ускорить события и взять её силой. Он расчитывает опоить Шебу вином, но проведав этот план, царица льёт вино мимо себя, сам же Соломон напивается допьяна.
Тогда, Шеба бросается прочь из дворца, она в последний раз видит Адонирама и говорит ему, что беременна и уезжает в своё царство.


Адонирам остаётся, чтобы сделать последние указания и заплатить мастерам, но взбешённый Соломон подсылает к нему убийц. После гибели Адонирама к Соломону приходит один из пророков и обличает его. В страхе царь велит найти тело Адонирама и перезахоронить с почестями. Он становится хранителем и покровителем масонского братства. Впрочем, совершённое им зло убийства  не даёт ему прощения. Соломон олицетворяет властную, но негодную, корыстную ветвь масонства.
От Шебы же происходит династия "детей вдовы" - масонов, взявших, как культ, дело своего прародителя Адонирама - строительство, безупречное мастерство и служение людям.

Ещё интересная деталь: имя Шебы связано с именем Христа через два предмета. По легенде, Соломон во время прогулки с презрением отбросил какой-то черенок, который оказался на пути царицы. Она сказала ему, что он не ведает своих деяний, но он вторично презрел черенок и заявил, что будет строить на этом месте роскошный жертвенник. Шеба резко его оборвала и сообщила, что из этого черенка вырастет древо, на котором распнут его потомка, последнего иудейского царя. Так, Шеба связана с крестом. И второй предмет - она преподносит Соломону чашу, в которую затем Иосиф Аримафейский соберёт кровь Христа - святой Грааль.



Весь этот мистицизм буквально завораживал русскую аристократию конца 19-начала 20 века. Там, где мы видим историю любви и архаику, расслабленные аристократы обнаруживали нечто невероятное, что затмевало ум и уводило мысли в загадочные сферы. Поразительно, как много значения для людей имеют мистические сказки. Я сама чувствую их притягательность, они архаичны, то есть приоткрывают завесу над тёмным матриархальным прошлым человечества. Из мира непреложных моральных законов, строжайшей казуистики, через эти сказки мы попадаем в мир огромной свободы чувств, эмоций, инстинктивного поведения, которые царили в матриархальном обществе (вспомним, что Шеба пришла из Африки, Эфиопии).
Именно это наиболее ценно в подобных легендах. Именно это нравилось анализировать, например, Карлу Юнгу. Ту самую чёрную материю человеческих инстинктов, желаний, страстей, которые тысячелетиями обуздывал и приручал разум. Так, из века в век происходило приручение тёмной материи женщины, но приручение силой патриархального закона, наказание её за страсть любознательности (история Адама и Евы). В легенде об Адонираме нам предложен к рассмотрению альтернативный силовому методу вариант.


По сути, перед нами зашифрованная в символах история социума, в котором власть силы и богатства (Соломон) противостоят власти интеллекта и гуманизма (Адонирам) в борьбе за обладание тёмной, бесконтрольной, хаотичной энергией жизни (Шеба).


Posts from This Journal by “мои сказки” Tag


promo rahil_rahlenko march 4, 2016 14:40 4
Buy for 10 tokens
Есть у революции начало, нет у революции конца! Как выяснилось, у моей сегодняшней революции... ну или скромного революционного выкрика по поводу земельных участков для многодетных, оказалось есть начало. Обнаружилось оно в статье ИА "Север-Пресс" от 30 марта 2015 года…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Адонирам в Библии аж 4 раза упоминается. В таком случае, источником сведений о нем является Библия, а не какой то там мистик-шмистик. Чувак этот был популярен среди масонов, которые с середины 19 века все больше превращались из аристократической тусы в буржуазную. Видимо потому что этот Адик символизировал для них борьбу культурной буржуазии против абсолютной монархии... все эти кратко описанные тобой размышлизмы происходят из масонских записюлек.

Ну да, я не спорю с этим.

Кстати, интересное совпадение. Александра Фёдоровна очень почитала Серафима Саровского, ровно, как и Нилус. И, вероятно, Нилус, через свои произведения (нет сомнений, что Романовы их читали) воздействовал на умы монархической верхушки, заставляя их ещё более трепетать перед либеральными реформами (но и не он один). Говорят, это был такой литературный ответ Сергею Витте (не уверена) и прочим реформистам.

Ты же заметил, что я этот пост пишу по следам впечатлений от последних дней, когда погрузилась в изучении биографии Кшесинской и Романовых. Нилус - это высший градус того мистического настроения, которое владело умами вплоть до 17 года - потом прорвало.

блин... как бы сказать... эта версия очень популярна была среди белоэмигрантов в 20-е годы, а так же среди начитавшейся белоэмигрантов 20-х совэнтилигенции образца 80-х. Пикуль например очень эту тему везде засовывал. Хотя в какой то степени мистицизм, масоноство, распутинщина как реакция на европейские веяния... было конечно. Но не влияло на ход событий. Один мой знакомый историк, очень давно занимающийся революцией 17го, так и прочими революциями в мире, написавший пару серьезных монографий, вполне серьезно считает что революция сравни извержению вулкана. Катастрофа чья природа нам не ясна а действие извержения остановить человеку не возможно. Просто данность. Как снег, ураган и т.д. До дневников Николая 2-го уже добралась? Обрати внимание насколько они пусты и не значительны. Его нельзя назвать безумцем или кретином. Это не так. Просто случайный персонаж который оказался не в том месте и не в то время.

Его дневники нет, но переписку с Аликс - да. У меня есть только дневники Александры Фёдоровны, плюс некоторые воспоминания о них придворных дам.
Но его дневники я ни разу не читала (возможно, только отрывки), обязательно прочту.

Дневники многое могут сказать о человеке, не всегда немногословие - синоним тупости или бездарности.

согласен... но дело не в многословии, а в оценке окружающего мира.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account