rahil_rahlenko

Eternal Sunshine

Tomorrow is Another Day


Previous Entry Share Next Entry
Философский смысл шумерских пословиц
rahil_rahlenko
Оригинал взят у philologist в Профессор СПбГУ Владимир Емельянов раскрыл философский смысл шумерских пословиц
Профессор СПбГУ, востоковед Владимир Емельянов реконструировал систему ценностей и представлений о жизни обитателей южной Месопотамии конца III — начала II тыс. до н.э. на основе их пословиц и поговорок. Об этом пишет интернет-издание "Чердак".



Пословицы и поговорки — существенная часть корпуса дошедших до нас шумерских текстов. Известно более 2000 пословиц в составе 26 сборников и несколько десятков пословиц из литературных текстов разных жанров. Пословицы записывались главным образом учителями писцовых школ с самого раннего времени (XXVII в. до н.э.) и дошли от всех эпох шумерской истории на школьных табличках. Так как пословицы изучались в шумерских школах, можно сделать вывод, что этот жанр выражал ценности, разделяемые всеми слоями населения, хотя сочиняли их представители разных сословий. Пословицы также применялись как аргумент в официальных речах. Понять, что перед нами именно пословица, а не другой жанр (гимн, заговор, эпос, молитва) можно по нескольким признакам, понятным специалистам: особой структуре (одно-два предложения, записанных на отдельных строчках), специфической стилистике и содержанию текста.

Ученый сделал вывод, что шумеры ценили жизнь и держались за нее до конца, несмотря на все невзгоды («Недобрым дням нет счета, но жизнь лучше смерти»). Они ценили сотрудничество даже выше дружбы («Дружба — вещь на один день, сотрудничество — навсегда»). Также жители древней Месопотамии не любили кочевой образ жизни и ценили простые удовольствия, которые давало им земледелие («Удовольствие в пиве. Зло в странствии»). Большое место в философии шумеров занимала судьба. Ее считали внешним спутником человека, а не внутренне присущим ему понятием («Судьба — собака, идущая позади»). Также шумеры ценили верность материнскому началу своей природы и божественному началу своей личности — из них складывалось человеческое предназначение («Исполнил свой жребий — порадовал свою мать. Побежал [дальше] — порадовал своего бога»).

Также, согласно пословицам, шумеры считали почитание богов качеством приличного человека. Тем не менее, если человек силен и не теряет достоинства, он может обойтись и без этого ["Если] человек не имеет бога — для сильного потери [в том]нет"). В целом ученый выделил из пословиц такие признаки шумерского мировоззрения, как: представление о ценности и о ценном, стабильные категории бытия и отсутствие диалектического мышления, неразделенность души и тела, представление о достоинстве человека, понимание правды и мудрости как этических категорий, неприятие смерти и при этом полное отсутствие идеи небытия (загробного мира).

«Европейская философия много столетий решала вопрос о том, что первично — идея или материя. Так вот, этот вопрос еще никто не ставил в когнитивном плане. И через шумерские пословицы оказывается возможно его поставить. Итак, что же мы видим? В шумерских пословицах есть оппозиции, но нет диалектики и нет понимания материальности мира. Например, есть жизнь и смерть, но нет бытия и небытия. Смерть — это такая же форма жизни, только внизу, под землей, и гораздо менее радостная. Человек не делится на тело и душу», — пояснил Емельянов.

Как отмечает Емельянов, до сих пор ученые не делали попыток раскрыть религиозно-философское содержание пословиц. «Сперва этого не позволяло слабое знание шумерского языка и палеографии. Затем этому мешала научная конъюнктура, то есть интерес исследователей преимущественно к социальной и экономической истории древних обществ. Теперь настало время и для рассмотрения пословиц в аспекте духовной культуры», — сказал ученый корреспонденту «Чердака». Тем не менее ранее пословицы активно изучались с точки зрения их языка, стилистики, социального содержания и даже описания фауны древней Месопотамии, так как в них часто упоминались животные.

Исследование опубликовано в сборнике «Арабские маршруты в азиатском контексте» к 70-летию арабиста М.А. Родионова. Издательство МАЭ РАН.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky


Recent Posts from This Journal


promo rahil_rahlenko march 4, 2016 14:40 4
Buy for 10 tokens
Есть у революции начало, нет у революции конца! Как выяснилось, у моей сегодняшней революции... ну или скромного революционного выкрика по поводу земельных участков для многодетных, оказалось есть начало. Обнаружилось оно в статье ИА "Север-Пресс" от 30 марта 2015 года…

  • 1
так мало написано и не очень интересно, я уже вошла во вкус и такой облом)

Согласна. Я на сайте этом (Чердак) даже нашла интервью с этим профессором о шумерах, тема мне очень интересна, жаль, скучно о ней пишут.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account