rahil_rahlenko (rahil_rahlenko) wrote,
rahil_rahlenko
rahil_rahlenko

Один сын для города...(формула оленевода)

Сегодня весь день была на конференции образовательной. Снова серьезно подняли вопрос о кочевых школах. Приехали спецы из Якутии. Я очень честно попыталась вникнуть в проблему глубже, и там обнаружилось столько ниточек... Всё требует осмысления и статью я буду писать в том числе и выражая свою точку зрения. Была заметна в диалоге Ямала и Якутии в этом вопросе некая напряженность. Ямал привык рапортовать, склонность быть перфекционистами во всём мне видится здесь... не знаю как сказать... в общем, диалог был, но мы очень разные. Не надо нам за Якутией бежать...имхо

Якутам было сказано "У вас декоративное оленеводство" (в перерыве на кофе-брейке, конечно). Именно от оленеводства всё и исходит, это как бы главная ниточка. Получается, если в Якутии оно было несколько подзаброшено, то и вопрос сохранения людей в тундре здесь стоял остро. Матери и отцы видели, что без детей им в тундре не выжить, не сохранить свой образ жизни. Потому они попёрли массой в начале 90-х и поставили вопрос ребром "Не отдадим детей в интернаты!" - и власть начала искать альтернативу. То есть получился такой социальный запрос снизу. И это есть очень верный подход.
На Ямале другая проблема, кардинально другая - здесь дофигища оленей. Как говорится, бери и паси. И будет тебе счастье. И наши местные КМНС спокойно плодятся и размножаются, даже приводили формулу одного оленевода ямальского "Мне нужны 4 сына: один будет помощником, другой для продолжения рода, третий для города, четвертый - про запас")) Это мне напомнило вполне естественную ориентировку русского крестьянства, где каждому ребёнку отводилась своя роль в семье. И отдать кого-то в учёбу - это значило, оторвать его навсегда от деревни, но и получить в будущем грамотного сына.
Нужно какое-то равновесие между этими двумя разнополярными принципами образования... Якуты - да, пусть спасают своё оленеводство,  свои народности, традиционный образ жизни. У нас иначе. С одной стороны - есть реальная поддержка от властей традиционного образа жизни, в этом случае, кочевые школы - весьма органичны и нужны, и вот это преподавание в чуме на родном языке - оно очень кстати. С другой стороны - отец-ханты или отец-ненец хочет иметь "одного сына для города" - и здесь школа-интернат ну куда как хороша (тем более, семейного типа).
И ведь проведённый среди кочевников опрос подтвердил: для своих детей они желают хорошего образования, а здесь только школа-интернат. С другой стороны, каждый отец желает сохранить одного-двух сыновей в тундре (мать - дочерей).
В итоге, имхо, надо предоставить каждой семье выбор способа образования для своего каждого из своих чад (без принуждения и обязаловки!). И предоставить условия для реализации каждого из этих способов.

В общем же, я поняла, что у нас в среде коренных все процессы развития и жизни народа несколько мягче, чем там, где люди поставлены на грань выживания вместе со своим образом жизни. То есть в общем-то ситуация гармоничная.
Мда, сплошной сумбур, конечно... Но это так, нарезки мыслей...
Subscribe
promo rahil_rahlenko october 5, 23:47 9
Buy for 10 tokens
Сегодня закончилась одна великая эпопея. Друзья! Позвольте представиться в новом статусе, я - землевладелец! Мне выделен и бесплатно предоставлен в собственность участок в районе "Удачи-1" - 7 соток. Участок расположен очень хорошо, район экологически чистый. Участок выходит на широкую…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments