rahil_rahlenko (rahil_rahlenko) wrote,
rahil_rahlenko
rahil_rahlenko

Язык - это материя мысли?

В речевом общении я невероятно невежественный и поверхностный человек, и не умею выражать свои мысли максимально точно. При этом  чувствую в голове постоянное, непрерывное движение этих мыслей - они самозарождаются, развиваются и часто затем бесследно тают. Для этого мне необходим дневник и куча ежедневников, чтобы уцепить хотя бы малую толику мыслей. Например, сегодня вечером почти уснула, но потом почти проснулась.
И в тонком полусне я снова чувствовала, как тоска охватывает сознание и мысль рождалась такая: больше не будет никаких вестей от свёкра, больше не будет никаких известий о нём, потому что его нет на земле. И почему-то это было невыразимо грустно.
Затем я представила, что свёкор - это крошечный человечек в мыльном пузыре. Человечек упал на стенку пузыря и начал её растягивать, и через мгновенье вытянутый рукав пузыря замкнулся и получилось, что один пузырь стал выглядеть как два, соединенных вместе. Тогда я подумала, что человек может пропадать навсегда из одного мира, но информационно переходить в другой. Ведь по закону сохранения энергии, если его информационно больше нет здесь и он никогда не появится здесь, то где-то он должен присутствовать.
Эти абстрактные мысли развивались в моей голове и я думала о том, что мир - это мыльный пузырь, и что я должна была об этом где-то читать. Мне казалось, что точно читала какую-то научную работу об этом.
Я всё думала и думала, пока не встала с кровати и не пошла в ванную, где закончила стирку машинка. И когда попыталась вернуться к своему рассуждению, неожиданно поняла, что нет внутри тоски, что я не думаю об умершем свёкре, что меня не волнует проблема мыльного пузыря.
Но я ещё попыталась забить в поисковике слова "мир - это мыльный пузырь", но сеть ничего не выдала, кроме каких-то стихов.

После этого я включила дискуссию Краусса и Хомского, где услышала поразительную вещь о том, что такое язык и языковое общение. У эволюционистов принято считать, что язык - это средство коммуникации. Но Хомский неожиданно сказал то, что меня поразило. Он сказал, что язык - это такое же свойство, как и зрение, что это - запрограммированное свойство мозга. Язык нам дан, чтоб мы могли на нём думать. Хомский сравнил язык со снежинкой, растущей в вашей голове по законам природы. Удивительно, что эти его слова буквально подтвердили то, что творилось в моей голове за час до просмотра этой лекции. Я действительно чувствовала, как моё сознание рождает мысли именно словами, но когда мне понадобилось включиться в этот процесс, он прекратился, а в итоге вылился в пост, который снова уличает меня в косноязычности. Можно ли представить, что происходило в голове первобытного человека, не способного обяснять свои эмоции, когда он, например, смотрит в ночи на летящие во тьму искры костра, когда он задумчиво лежит на ветвях дерева и наблюдает, как светлеет рассветное небо?

Но всё-таки ещё это определение Хомского мне даёт понимание того, что происходит в голове моего слабослышащего 9-летнего сына. Мы с моими родителями имеем возможность наблюдать развитие мыслительного процесса в голове плохо говорящего, но умного ребёнка. Если бы язык ему был нужен как средство коммуникации, он бы обходился минимумом слов или языком жестов. Но он чувствует в себе растущую в геометрической прогрессии способность мыслить и ему необходим язык именно для мышления, чтобы осознавать свои мысли, думать их, вынашивать и развивать.
Всё это происходит на фоне моих наблюдений за развитием речи младшей 4-летней дочери. Это какой-то феноменальный прорыв, ведь никто не занимается с ней, она только считывает наши домашние языковые нормы общения и в её голове структурируется эта самая снежинка. Она невероятно легко говорит, беседует, шутит, рассказывает сказки. И это интересно для меня ещё и потому, что скорость мышления Димы и Саши очень схожа (для меня это очевидно, так как я сравниваю особенности мышления своих детей). И теперь, когда я вижу феноменальную скорость развития мышления у Саши, скоростное развитие её речи, то понимаю, что примерно происходит в голове Димы.
Да, они не близнецы, но они невероятно похожи скоростью мышления (это абсолютно мои дети, так как у меня в голове такой же сёрфинг).

Мама рассказывала мне, как я освоила алфавит за 3 дня и начала читать в 5 лет. Меня тогда просто прорвало, я читала и читала, потом меня записали в поселковую библиотеку, хотя это было исключением, ведь я еще не училась в школе. И при том, что  так рано и много начала читать, увы, я имею невероятно бедную речь. То есть когда пытаюсь что-то объяснять или рассказывать, то понимаю, что половина мыслей остаётся в голове. Мне намного легче писать, чем говорить. Например, разговор в скайпе для меня довольно непрост - я не знаю, что говорить. Зато могу накатать в 6 утра огромный пост в ЖЖ.
Tags: книги, теория времени, человек
Subscribe

Posts from This Journal “теория времени” Tag

  • Ведьмин год)

    В блоге Артемия Лебедева зацепилась за тему "Как вы себе представляете год?". Я поняла, что для меня год - это абсолютно визуальное…

  • Ускоренное скольжение во времени

    Недавно рассказывала, как мне в тонком полусне привиделась крошечная фигура моего умершего свёкра, сделавшего при жизни много добра моим детям. Он…

  • Разнонаправленная сила

    Снова пересмотрела это видео. Вот ведь как случается, что из всей коллекции мирового кино только одна сцена вскрывает за секунды твою голову и…

promo rahil_rahlenko october 5, 23:47 9
Buy for 10 tokens
Сегодня закончилась одна великая эпопея. Друзья! Позвольте представиться в новом статусе, я - землевладелец! Мне выделен и бесплатно предоставлен в собственность участок в районе "Удачи-1" - 7 соток. Участок расположен очень хорошо, район экологически чистый. Участок выходит на широкую…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment